История
Суда на подводных крыльях, изобретенные Р. Е. Алексеевым, имеют малопогружные крылья трапециевидной или плоской формы, которые обладают высокими гидродинамическими качествами. В таких схемах используется свойство плоского крыла: уменьшение величины подъемной силы вблизи свободной поверхности при уменьшении погружения. Благодаря этому свойству и наличию вспомогательных стабилизирующих элементов обеспечивается вертикальная, поперечная и продольная устойчивость движения судна на подводных крыльях на спокойной воде. На этом и основан принцип самостабилизации крыла, движущегося в приповерхностном слое. Этот принцип также получил название «эффект Алексеева»‎.
50–60-е годы
50–60-е годы
В 50−60-е годы были созданы первые речные суда на подводных крыльях пассажировместимостью до 250 человек и скоростью до 70 км/час. Российские суда на подводных крыльях отличает конструктивное совершенство и надежность. Лучшим свидетельством тому является речное пассажирское судно «‎Метеор»‎ (120 пассажиров, 65 км/час) которое серийно строилось с 1958-го года. Разработанные и построенные речные и морские СПК со скоростями втрое превышающими скорости водоизмещающих судов позволили создать транспортную систему скоростных перевозок пассажиров на реках и прибрежных морских районах.
60–70-е годы
60–70-е годы
60−70-е годы отмечены новым качественным этапом в работе над скоростными судами, включающими направления: повышение мореходности и значительное увеличение скорости. Работы в направлении повышения мореходности привели к созданию морских судов на подводных крыльях пассажировместимостью до 150 человек, скоростью хода до 35 узлов и мореходностью до 2 метров высоты волны. Широкую известность в России получили морские теплоходы «Комета», «Колхида». Направление повышения скорости нашло выражение в создании речных теплоходов пассажировместимостью до 150 человек и скоростью хода до 100 км/час. Газотурбоход «Буревестник» развивал скорость 100 км/час, а теплоход «Ласточка» — 90 км/час.
80-е годы
80-е годы
Успешный путь повышения скорости и мореходности был продолжен созданием в 80-е годы морских судов на подводных крыльях со скоростью хода до 45 узлов и способных эксплуатироваться при высоте волны до 3.5 метров. Одновременно была увеличена вместимость этих судов. Газотурбоход «‎Циклон» перевозит 250 пассажиров со скоростью 42 узла. Предельная для судов на подводных крыльях скорость в 60 узлов достигнута на патрульном катере «Антарес»‎, строившемся серийно с конца 70-х годов до начала 90-х годов прошлого столетия.
Современная концепция судов на подводных крыльях
Суда на подводных крыльях нового поколения разработки АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» объединяют в себе новейшие технологии в области проектирования и строительства скоростных судов.
Проекты судов ЦКБ предполагают высокий уровень комфорта для пассажиров и членов экипажа, значительные эксплуатационные преимущества перевозчикам, высокий уровень экологической безопасности для окружающей среды:
1
Комфорт
  • Суда оснащены интуитивно понятной современной системой управления, специально разработанной для оптимизации управления, снижения нагрузки на экипаж, обеспечения максимальной эффективности расхода топлива и безопасной эксплуатации.
  • Суда представляют пассажирам просторные салоны класса «стандарт» и «комфорт», которые оборудованы удобными креслами, современной системой кондиционирования, вместительными багажными полками для каждого пассажира.
  • Возможность перевозки пассажиров с ограниченными возможностями.
2
Рентабельность
  • Низкий расход топлива за счет применения современных энергетических установок, улучшенных гидродинамических характеристик подводных крыльев, использование легких сплавов и композитных материалов в конструкции корпуса судов.
  • Суда оснащены мостиковой системой, где реализованы новейшие технологии эргономики и дизайна, позволяющие интуитивно использовать интегрированное оборудование высокой информационной плотности.
  • Существенно увеличен ресурс судна за счет применения современных технологий, оборудования и материалов.
3
Экологичность
  • Показатели выброса газов и уровня шума соответствует международным экологическим нормам.
  • Низкое волнообразование за счет применения подводных крыльев позволяет минимизировать размытие берегов и сохранять прибрежные экосистемы.

Валдай 45Р

Речное пассажирское СПК
Назначение
Скоростная перевозка пассажиров в светлое время суток в комфортабельном салоне.
Класс судна в соответствии с РРР
Р 1,2 / 0,7 СПК А
Мореходность
  • Обеспечено движение СПК в крыльевом режиме при высоте волны h в 1% до 0,7 м и ветре до 2 баллов по шкале Бофорта со скоростью 45−50 км/ч.
  • При высоте волны h в 1% до 1,2 м и ветре до 3 баллов по шкале Бофорта — критические условия эксплуатации — обеспечено безопасное плавание в водоизмещающем режиме.
Технические характеристики
Длинна габаритная, м . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21,3
Ширина габаритная, м . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5,2
Высота габаритная при ходе на крыльях
(от уровня воды), м . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6,3
Осадка габаритная на плаву, м . . . . . . . . . . . . 1,1
Водоизмещение полное, т . . . . . . . . . . . . . . . .21,4
Скорость хода на тихой воде, км/ч . . . . . . . . .65
Пассажировместимость, чел . . . . . . . .45 (до 53)
Экипаж, чел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
Дальность плавания, км . . . . . . . . . . . . . . . . . . 500
Автономность плавания, час . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Главная энергетическая установка
  • Марка ГД: D2842LE410 («MAN», Германия)
  • Мощность ГД максимальная 809 кВт